Житие Леонтия Ростовского


Житие Леонтия Ростовского
Житие Леонтия Ростовского – один из древнейших памятников древнерусской оригинальной агиографической литературы. Ж. повествует об епископе – исповеднике, насаждавшем в 60-х гг. XI в. христианство в отдаленной от Киева Ростовской земле и убитом местными язычниками около 1076 г. Краткая редакция Ж., «Сказание о Леонтии Ростовском», была создана в 60-х гг. XII в. на северо-востоке Руси и опиралась на традиции и тексты раннекиевских житийных произведений о Борисе и Глебе (см.: Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, Сказание о Борисе и Глебе), Феодосии Печерском, а также «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона. Составитель Ж. использовал ростовский соборный синодик, откуда взяты имена епископов ростовских XI в. Феодора, Илариона, Леонтия Ростовского и Исайи, а также местные летописные материалы и легенду. Два основных эпизода Ж. непосредственно связаны с историей Ростова и его кафедрального собора в XI–XII вв. Отмеченное летописью под 1071 г. выступление ростовских противников христианизации трактовано в Ж. как «победа» Леонтия Ростовского над местными язычниками. Строительство нового каменного Успенского собора Ростова в 1160-х гг. дало повод для рассказа об «обретении мощей» Леонтия, уже как духовного покровителя Владимирской Руси во времена Андрея Юрьевича Боголюбского. Образ этого князя находится в центре Ж. рядом с образом Леонтия, что способствовало включению в одну из поздних редакций памятника фрагмента Повести об убиении Андрея Боголюбского. Художественно-документальной природой ранних редакций Ж. объясняется введение в более поздние редакции памятника отрывков из сказания о крещении Руси Владимиром Святославичем, а также из Ростовской летописи. Ж. было одним из наиболее популярных, читаемых произведений древнерусской литературы. Оно получило широкое распространение в рукописной традиции – существует более 200 его списков, в том числе 34 в рукописях до XVI в. Из них 15 списков находятся в составе Пролога, 3 – в Торжественниках, 3 – в Минеях. Наиболее ранние списки Ж. XIII–XIV вв. обнаружены в рукописях Пролога: ГИМ, Синод. собр., № 246; ГПБ, собр. ПДА, № А 1–264, том 2; ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 745. Первые два списка в пергаменных кодексах содержат древнейшие из 12 существующих редакций Ж. Заглавие краткой редакции – «Сказания о Леонтии Ростовском» первого вида: «Обретение честнаго тела преподобнаго отца нашего Левонтия, епископа Ростовскаго»; второго вида: «Обретенье честнаго телеси святаго отца нашего Леонтья, епископа Ростовьского». Текст третьей редакции («Обретенье честнаго телесе святаго святителя Леонтея, епископа Ростовьскаго чудотворца» – похожее заглавие нередко использовалось переписчиками первой редакции), опубликованной в ПС, отличается от текста «Сказания» первого и второго дополнениями о древней дубовой церкви Ростова, о свитке в руке Леонтия и особым текстом с подзаголовкам: «Слово о внесении телесе святаго отца нашего Леонтья, великаго епископа Ростовьскаго, в новую церковь и о мужи, ицелевшемь у гроба великаго Леонтья». Первые части первой и третьей редакций близки (нач.: «Сь бе блаженый Левонтии Костянтиня града рожай и въспитание и за премногую добродетель епископомь поставлен бысть Ростову»). Аналогичное заглавие имеет и четвертая редакция, опубликованная А. А. Титовым в 1892 г., причем в этом заглавии открытие мощей Леонтия помечено 1164 г. (в списке Пролога XV в. ГБЛ, собр. Егорова, № 637 эта редакция датирована в заглавии 1230 г.). Первая часть текста четвертой редакции близка ко второй (нач.: «Сь бе блаженый Царя града рожьнья и воспитанья. Руськыи же и мерьскыи язык добре умеяше. Книгам русьским и гречьским велми хитръсловесен сказатель»). Пятая редакция (нач.: «Сей бе блаженый иже в святых отець нашь великыи Леонтие рождься в Костянтине граде от благоверну родителю. От юны версты оставив мир и яже в мире») непосредственно связана с третьей, причем последняя иногда (например, в ркп. ГПБ, собр. Погодина, № 866, л. 184 об.–190) даже принимает ее заглавие: «Обретение честнаго телеси иже во святых отца нашего Леонтия, епископа Ростовьскаго чюдотворца». Можно выделить также шестую редакцию (нач.: «Съ убо иже во святых отець нашь великыи Леонтий рождейся в Констянтине граде от благоверну родителю, воспитань же бывь в научении и в наказании...»; «Иже вь святых отець нашь великыи Леонтие рождейся в Коньстянтине граде от благоверну родителю. Егда доиде возраста седьмаго лета, вдан бысть родителми на учение грамоте»), производную от пятой. К седьмой восходит девятая редакция (например, список 1497 г. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 712), она содержит поздние чудеса. Восьмая редакция восходит к шестой; она содержит дополнительно поздние чудеса и поучение на память Леонтия. Десятая редакция опубликована А. А. Титовым в 1893 г. Она наиболее пространна: включает пересказ Повести об убиении Андрея Боголюбского, отрывки из Ростовской летописи с многими датами, поздние чудеса. Особая одиннадцатая редакция соответствует пятой редакции по классификации Ключевского. Текст двенадцатой редакции, близкой ко второй редакции, включен в печатный Пролог под 25 мая. С. А. Бугославский в «Истории русской литературы» отмечал влияние Ж. на другие памятники ростовской агиографии – Жития Исайи и Авраамия ростовских, а также на Житие Феодора Ярославского редакции Андрея Юрьева. Ж. явилось первым в обширной литературе самобытных областных и великорусских, московских владычных житий XIII–XV вв. Изд.: Житие св. Леонтия, еп. Ростовского. – ПС, 1858, февраль, с. 301–317; Титов А. А. Житие св. Леонтия, еп. Ростовского. Ярославль, 1892; Житие св. Леонтия, еп. Ростовского / Предисл. А. А. Титова. – ЧОИДР, 1893, кн. 4, с. I–IV, 1–35; «Сказание о Леонтии Ростовском»: (Подготовка текста и перевод Г. Ю. Филипповского). – В кн.: Древнерусские предания. М., 1982, с. 125–129. Лит.: Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности. М., 1861, т. 2, с. 170–171; Макарий. История русской церкви. СПб., 1868, т. 2, с. 329–332; Ключевский. Древнерусские жития, с. 3–22; Барсуков. Источники агиографии, стб. 323–329; Голубинский. История церкви, т. 1, ч. 1, с. 757–758; Бугославский С. А. 1) Литературная традиция в северо-восточной агиографии. – СОРЯС, 1928, т. 101, № 3, с. 332–336; 2) Литература Ростова XIII–XIV вв. – В кн.: История русской литературы. М.; Л., 1946, т. 2, ч. 1, с. 62–66; Воронин Н. Н. «Житие Леонтия Ростовского» и византийско-русские отношения второй половины XII в. – ВВ, 1963, т. 23, с. 23–46; Лимонов Ю. А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. Л., 1967, с. 27; Переверзев В. Ф. Литература Древней Руси. М., 1971, с. 39–43; Филипповский Г. Ю. 1) Художественно-документальные жанры Владимирской литературы 60-х гг. XII в. – Вестн. МГУ. Филол., 1979, № 4, с. 37–44; 2) Жанры историко-легендарного повествования владимирской литературы второй половины XII в. Автореф. канд. дис. М., 1979.
Г. Ю. Филипповский

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Смотреть что такое "Житие Леонтия Ростовского" в других словарях:

  • Житие Авраамия Ростовского — – памятник агиографии, написанный, по мнению большинства исследователей, не ранее XV в. Ж. повествует о легендарном основателе ростовского Богоявленского монастыря – Авраамии, память которого церковь отмечает 29 октября. В отношении времени жизни …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Житие — (греч. βιος, лат. vita) жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные… …   Википедия

  • Житие князя Константина Муромского и его сыновей — Житие Константина, Муромского князя, и его сыновей Михаила и Федора – памятник агиографии XVI в. Ж. известно по четырем редакциям: средней, сокращенной, пространной, Похвальному слову. По мнению последнего исследователя этого жития Н.… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Житие Исайи, епископа Ростовского — Житие Исайи агиографический памятник, повествующий о жизни и деятельности реального исторического лица ростовского епископа XI в., известного по ранним письменным древнерусским памятникам. Пожалуй, самое раннее упоминание о нем читается в Житии… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Житие как жанр литературы — Житие (биос (греч.), vita (лат.))  жизнеописания святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно …   Википедия

  • Леонтий Ростовский — В Ростове был ещё один епископ с именем Леонтий. Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии …   Википедия

  • АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ — (между 1120 и 1125 29 или 30.06.1174, Боголюбово под Владимиром на Клязьме), св. блгв. (пам. 4 июля, 23 июня в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых), кн. владимиро суздальский (1157 1174), 2 й или 3 й сын ростово суздальского кн …   Православная энциклопедия

  • Леонтий, епископ Ростовский — Леонтий (ум. в 1080 х гг.) – епископ Ростовский, предполагаемый автор «Поучения к попом». Сведения о Л. крайне скудны: в Летописи Лаврентьевской, в статье 1231 г., летописец, говоря о поставлении Кирилла (ум. 1262 г.) епископом Ростовским,… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Иоанн, епископ Ростовский — Иоанн – епископ Ростовский (XII – нач. XIII в. или перв. пол. XIV в.), автор Поучения в неделю цветную. Поучение известно в одном списке XVI в., обнаруженном И. А. Бычковым в Прологе за мартовское полугодие из собрания Ф. И. Буслаева (ГПБ,… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II — Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… …   Православная энциклопедия

Книги